Художник Марина Киселева @tasamajamarina
?️
тюльпан Semper Augustos
?️
Урок записан автором специально для нашего конкурса ПРИРОДА, КОТОРУЮ МЫ ПОТЕРЯЛИ
?️
История
?️
Утерянные тюльпаны.
Еще несколько сотен лет назад большинство тюльпанов выглядело совсем не так, как стандартные современные сорта. Лепестки у них были заострены сверху и в целом форма цветка довольно сильно отличалась от сегодняшних типичных сортов с круглыми лепестками. Всего за одно столетие большинство известных тогда сортов исчезло. И хотя это было давно, многие действия людей, упомянутые ниже, такие как: безответственное коллекционирование, потребительское отношение, бездумное желание следовать моде, непонимание механизмов природы и жажда наживы приводили и приводят к исчезновению не только редких растений и животных, но и быстрому вымиранию довольно распространенных видов.
В 17-м веке Голландию захлестнуло всеобщее помешательство на тюльпанах, известное под названием Тюльпаномания. Особенно ценными экземплярами считались тюльпаны с пестрыми лепестками. Луковицы этих тюльпанов были самым желанным объектом для коллекционеров тюльпанов. Зафиксированная документально цена на 1 луковицу самого редкого сорта Semper Augustus составляла 5000 гульденов (по слухам и 10000 гульденов), что примерно равнялось цене на фешенебельный дом в центре Амстердама.
?️
Если внимательно рассмотреть картины того времени, на которых были изображены тюльпаны, можно заметить, что большинство цветов имеют специфическую заостренную форму лепестков, которая делает тюльпаны того времени не слишком похожими на большинство современных сортов (не смотря на их огромное разнообразие сегодня). Эти сорта были безвозвратно утеряны на протяжении 17в, уже в 18 столетии доминировали сорта с круглой формой лепестков. Теперь эти необычные тюльпаны мы можем видеть только на картинах художников 17в, а селекционеры бьются над тем, чтобы получить тюльпан, похожий на легендарный Semper Augustus, но пока не успешно.
Подготовка
?️
В своей работе я решила изобразить один из таких пестрых тюльпанов с заострёнными лепестками и рядом с ним тюльпан того же сорта, но не пораженный мозаичным вирусом. За основу я взяла изображения тюльпанов тех времен и, хотя старалась изобразить именно сорт Semper Augustus, в результате вышло нечто усредненное от нескольких сортов. Semper Augustus был необычайно редким (упоминается о существовании всего 14 луковиц), полоски на этом тюльпане выглядели особенно контрастными благодаря его глубокому красно-карминовому цвету и располагались довольно симметрично, образовывая практически упорядоченный прекрасный узор. И, если судить по картинам мастеров тех времен, он был довольно крупным и выделялся своей величественностью среди других тюльпанов. ?️
Проникнувшись общим духом, я принялась за построение композиции; изначально я хотела нарисовать именно два тюльпана: один полосатый, а другой нет и мне хотелось, чтобы они были переплетены. На акварелях времен Тюльпаномании обычно изображали тюльпаны отдельно стоящими, что меня не устраивало, так что композиция получилась скорее в духе более поздних работ (18-й век).
?️
Перед перенесением эскиза на чистовик я решила «состарить» бумагу для придания работе атмосферы старинных акварелей. Я смочила весь лист водой и тонировала его сильно разведенной охрой с небольшим добавлением сиенны натуральной по краям, чтобы края вышли чуть темнее. Когда бумага стала чуть менее мокрой, я в несколько приемов добавила брызги теми же красками.
?️?️?️
Сам процесс
?️
Прорисовав все детали достаточно четко я обвела их черным лайнером.
?️
После полного высыхания эскиз был перенесён на подготовленную бумагу с небольшими изменениями.
?️
После я прошлась специальной мягкой резинкой, наподобие пластилина, чтобы убрать лишний графит.
?️
Раскрашивание я начала с листьев. Первые заливки я обычно делаю синим и жёлтым цветом (в данном случае ультрамарин и кадмий жёлтый), чтобы примерно наметить теплые и холодные зоны. Дальше пошла работа с основным цветом - зеленым. Для большего сходства с живым растением у меня перед глазами было несколько тюльпанов с листьями, на которые я ориентировалась при подборке цвета и создании объема. Обычно я стараюсь начать работу с более легкой ее части, чтобы рука немного привыкла к рисованию, поэтому тут я начала работу с листьев.
?️
Далее я перешла к цветкам. На них я тоже наметила теплые и холодные области теми же желтым и синим и перешла к рисованию пестрого цветка. Для начала мне нужно было достаточно хорошо прорисовать его как белый цветок. К уже имеющимся тепло-холодным областям я добавила слои серо-фиолетовой смеси, используя ее для создания объема. После в несколько приемов нанесла красные полоски (сперва более светлой краской, после добавила более темные тени). Полоски расположены на тюльпане не хаотично, а вдоль прожилок, так что для этого неплохо иметь представление о схеме жилкования лепестка тюльпана.
?️
Далее я перешла к красному цветку. В целом он похож на обычные тюльпаны, так что для более точного изображения его можно использовать живой красный тюльпан или фотографии тюльпана похожего цвета.
?️
В конце я выровняла лист бумаги прогладив его паровым утюгом с изнаночной стороны, проложив обе стороны чистой хлопковой тканью, и после оставив под прессом на несколько часов до полного высыхания.