Амбер Халсолл - современная художница-ботанист, создающая высокодетализированные работы в различных техниках. Она живет и работает в Кенте.
Ниже вы найдете небольшое интервью, которое нам удалось взять у Амбер во время ежегодной выставки АХБИ.
- Как вы поняли, что именно карандаши ваш материал?
- Вначале я рисовала акварелью, но что-то было не то, и когда я попробовала доработать акварельную работу карандашами, я сразу поняла, вот оно, мое. Никогда не продам ту «переломную» работу. С тех пор я рисую карандашами или в смешанной технике.
- На что стоит в первую очередь обратить внимание при работе карандашами?
- Я рисую профессиональными карандашами разных марок, главные параметры – это мягкость и острота. В течении одной небольшой работы каждый карандаш приходится точить 5-6 раз! Каждый раз очень грустно видеть, как сильно укорачивается карандаш, столько отходов!
Для заточки в студии я пользуюсь точилкой с вращающимся лезвием и довожу карандаши до совершенства наждачной бумагой. (примечание, заточенные такой точилкой карандаши имеют очень длинную заточку именно грифеля около 8мм в длину и супертонкий кончик)
- Примерно сколько у вас карандашей и сколько используете в одной работе?
- Очень много, я бы сказала слишком много, но я все еще в поиске идеальных, не могу остановиться, все время хочется пробовать что-то новое! У каждой фирмы есть уникальные цвета, есть различные по мягкости серии.
В одной работе я стараюсь использовать ограниченное количество карандашей – выбираю темный для тени (из серых или синих, таких как индиго обычно), один или два – основного цвета объекта, один для перехода в свет, и потом добавляются несколько оттеночных. Но иногда я увлекаюсь и обнаруживаю, что у меня в руке уже целый пучок.
- Вы работаете в классической многослойной технике от темного к светлому?
- Да, очень тонкими слоями, слегка касаясь карандашом бумаги, чтобы ее не травмировать. Очень острым кончиком и часто круговыми движениями. Смешиваю цвета именно послойно нанося разные оттенки, пользуюсь специальными карандашами блендерами и иногда растворителями, для создания гладкости и полного смешения. Иду от самых темных участков, а блики на моих рисунках — это всегда не закрашенная белоснежная бумага.
- Вы не используете белый карандаш? Иногда его и даже серые используют вместо блендера.
- Единственная ситуация, когда я использую белый – это налет, как на этих фигах. И серые использую, только если мне нужен этот оттенок, стараюсь не делать смешивание слоев цветным карандашом, только блендером – так выходит чище и ярче.
- Амбер, карандашные работы требовательны к условиям хранения? Что вы делаете, чтобы работы не осыпались и оставались спустя время, такими, как только что из-под карандаша.
- Финальная стадия моей работы – это блендинг восковым карандашом – блендером, поверх него уже не лягут новые слои, так гладко он все заполировывает. Затем я наношу специальный фиксатив, например, от дервент. Работы храню, запаковав в вощеную бумагу, не скользкая калька может смазать слой. И никогда не поставляю на работы чего-то тяжелого, что могло бы привести к повреждению и отпечатыванию на кальке.
- Вы предпочитаете работать с натуры?
- Да, стараюсь с натуры, так интереснее и проще.
- Как вы выставляете свет? Используете сложные схемы с многими источниками света?
- Свет у меня всегда справа, так как я левша. В моей студии справа от стола большое окно и так же справа я размещаю лампу. Даже ясным днем я работаю с лампой, чтобы основные блики и светотень объекта оставались постоянными. Так что на всех моих работах свет справа сверху. Такое освещение позволяет легко и четко показать форму объекта.
- А как вы выбираете натуру? Что для вас самое важное цвет, форма?
- Форма, именно форма самое главное для меня! И Фактура, интересная фактура тоже очень привлекает. А цвет… цвет я могу сделать любой, он не так важен.
Мне очень нравится передавать разные фактуры, создавать ощущение материальности, поэтому я больше люблю рисовать фрукты и овощи, чем цветы.
- Какой размер вашей самой маленькой и самой большой работы?
- Самая маленькая что-то типа этой черешни в натуральную величину (примечание около 5 см с черешком), а вот самая большая это А1. Сложная была композиция из осенних листьев.
- Как вы справились с а1 карандашами? Ушли годы?
Под такие большие работы я делаю подмалевок акварелью. Вообще если я вижу, что есть довольно большие плоскости, которые можно залить акварелью, то я выбираю смешанную технику – акварель + карандаши, это очень ускоряет работу. А если объект небольшой или очень детальный, например, как клубника, то вместо того, чтобы маскировать семечки или обходить их при заливке акварелью, проще сразу работать карандашами.
- Мы видим у вас очень мягкие карандаши, но при этом очень четкие и точные края изображений, есть секрет?
- Да, контуры я прорабатываю более твердыми экземплярами, такими как у фирмы карандаш.
- А как рождается идея? Как вы выбираете композицию? Вот понравился вам объект, и что происходит дальше.
- В отличие от Билли, у меня нет готового плана в голове сразу, я, как и большинство, сажусь делать эскизы. Обычно в скетчбуке и углем, я ищу нужный ракурс и композицию. Так как я всегда выбираю объект, который мне понравился, я стараюсь подчеркнуть, чем именно. Рассматривая каждый объект, я думаю, как показать его с лучшей стороны, наиболее выигрышно? Я против слепого копирования натуры, я за поиск и улучшение. Я часто игнорирую какие-то дефекты и рисую идеальные вещи. После того как я нашла нужный ракурс и композицию, я или сразу рисую на чистовике графитовым карандашом, если все просто. Или делаю черновой эскиз и переношу его через кальку на чистовик.
- Какую бумагу вы предпочитаете?
- 100% хлопок, экстрагладкую (сатин). Сейчас это стоунхэндж.
- Зачем для карандашей хлопковая бумага? (искренне удивляюсь я)
- Я до последнего не знаю, буду ли я делать подложку из акварели, и не люблю привыкать к новой бумаге, а эта превосходно подходит для обеих техник, как смешанной, так и чисто карандашной.
- Есть ли у вас правила о тепло холодности тени и света или еще какие-то?
- Нет, все зависит от натуры и идеи! Может быть я проложу тени индиго, а может коричнево-красным, я пробую разные сочетания и сверяюсь с натурой, то сочетание карандашей, которое покажется мне самым убедительным, то и будет. Только серые тени не люблю, мне это кажется скучным.
Самое главное правило, рисовать то, что вам нравится, чтобы получать удовольствие от процесса каждую секунду, от эскиза до последнего слоя.
Сайт Амбер https://amberhalsallartist.com/
И прекрасное интервью с ней https://www.helencousinsbotanics.com/blog/2018/11/12/amber-halsall
Amber Halsall is an award winning contemporary botanical artist creating highly detailed work in a variety of media. She live and work in Kent.
Hee we want to present a small interview that we made during the Russian Botanical Artist Annual Exhibition.
- How did you realise that colourpencils are your material?
- I started painting with watercolors. Once I tried to finish the watercolor work with pencils and I immediately realized that it is mine. That was the only, I would say "crucial" work, which I will never sell. Since then I have been painting with pencils or in mixed media.
- What features are the most important in pencil drawing?
- I draw with professional pencils of different brands, the main parameters for me are softness and sharpness. Each pencil has to be sharpened 5-6 times during one small work! Each time it is very sad to see how fast a pencil is being shortened, so much waste!
For sharpening in the studio I use a sharpener with a rotating blade and bring the pencil to perfection with sandpaper. (pencils sharpened by such way have a very long lead about 8mm in length and a super thin tip)
- How many pencils do you have and how many do you use in one picture?
- A lot, I would say, too much, but I'm still looking for the perfect ones. I can’t stop and every time want to try something new! Each brand has unique colors and different softness.
In one work I try to use a limited number of pencils. I choose one dark for the shadows (gray or blue, indigo for example), one or two matches the main color of the object, one to the highlight and then some pencils for shades. But sometimes I find myself with a full hand.
- Do you work in classic multi-layer technique from dark to light?
- Yes, with very thin layers, lightly touching the paper with a pencil sharp tip with circular motions allows not to injure the paper surface. I mix the colors in layers applying different colors. I use special pencils - blenders and sometimes even liquid solvents to create smoothness and complete mixing. I start from the darkest areas and the white highlights in my drawings are always snow-white uncovered paper.
- Do you ever use a white pencil? Sometimes it and even grays are used instead of a blender.
- The only situation when I use white one is plaque as in these figs. And I use gray only if I need this grey color. I try not to mix the layers with adittional color pencil, only with a blender - this makes drawing cleaner and brighter.
- Amber, pencil works are demanding on storage conditions? What do you do to protect your artworks?
- The final stage of my work is blending with a wax pencil (blender). Then I apply a special fixative, for example, from Derwent. I store my work packed in wax paper, non-slippery tracing paper may grease the layers. And I never put anything heavy on work.
- Do you prefer to work from nature?
- Yes, I dislike paint from photos, it’s more interesting and simpler to paint real volume object in front of you.
- What about your workspace light sources?
- The light always come from the right, since I'm left-handed. In my studio there is a large window to the right of the table and I also place a lamp on that side. Even on a sunny day, I work with the lamp so that the main object's highlights and shadows remain constant. Such lighting allows me easily and clearly show the shape of the object.
- And how do you choose the object? What is the most important for you color or shape?
- Shape, shape is the most important thing for me! And the texture, interesting texture is also very attractive. And about the color ... I can make any color.
I really like to convey different textures, create a sense of materiality, so I like to paint fruits and vegetables more than flowers.
- What was the size of your smallest and largest work?
- The smallest one is something like this cherry in full size (note about 5 cm with a petiole) but the largest is A1 size. It was the complex composition with fall leaves.
- How did you deal with A1 size drawing with pencils? It must takes years!
If I work on such a huge art I start with watercolor layers.
In general, if I see that there are quite large areas that can be filled with watercolors I do that and work in mixed technique - watercolor + pencils, this speeds up the work greatly. And if the object is small or very detailed, for example, like strawberries, then instead of masking the seeds or going around them with watercolors, it’s easier to work with pencils only.
- We see very soft pencils on your table, but at the same time the edges of the depicted objects are very clear and sharp , is there any secret?
- Yes, I do the outlines with harder pencil, such as Caran'd'ache.
- And what about the ideas, how do they born? How do you choose a composition? Let say, you liked the object and what happens next?
- Unlike Billy, I don’t have a ready-made plan in my head and like most of people I do sketches. Usually in a sketchbook with charcoal. I look for the desired angle and composition. Since I always choose the object that I liked, I try to emphasize what exactly attract me. Considering each object, I think, how to show it from the best side, the most advantageous. I often ignore some defects prefer to paint perfect things. After I fixed the composition, then if everything is simple I immediately draw with graphite pencil or I make a draft sketch and transfer it through tracing paper.
- What kind of paper do you prefer?
- 100% cotton, extra-smooth (satin). Now it's stonehenge.
- Why do you use cotton paper for pencils? (We sincerely wonder)
- Until the last moment I don’t know whether I will use watercolors or not and besides this paper is excellent for both techniques.
- Do you strightly follow the rules about the warmth and the coldness of shadows and highlight, or maybe some others?
- No, it depends on nature and idea! I may lay the shadows of indigo or even brown and red. I try different combinations and check with the object which seems to be the most convincing for me.
The most important rule is to draw what you like, to enjoy the process every second from the sketch to the last layer.
Amber's website https://amberhalsallartist.com/
Another great interview https://www.helencousinsbotanics.com/blog/2018/11/12/amber-halsall